Военная служба по контракту
Важно. Интересно. Оперативно

Оренбургских театралов ожидает незабываемая встреча с Фальстафом на сцене Татарского драматического театра

18 сентября
173
Оренбургских театралов ожидает незабываемая встреча с Фальстафом на сцене Татарского драматического театра
Оренбургский государственный татарский драматический театр имени М. Файзи начинает свой юбилейный, 35-й сезон 20 сентября с постановки комедии Уильяма Шекспира. Режиссёром этого спектакля стал Борис Манджиев – заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Национального драматического театра имени Б. Басангова в Республике Калмыкия. Корреспондент «ВО» посетил репетицию и поговорил с режиссёром. 

 Путь на сцену

 – Борис Наминович, если я правильно понимаю, основная Ваша профессия – это режиссёр? 

– Вы правы, я по профессии и актёр, и режиссёр. Но за всю жизнь в качестве актёра был только три года, а так всё время занимаюсь режиссурой. С 1995 года являюсь художественный руководитель ТЮЗа и Национального драматического театра им. Б. Басангова Республики Калмыкия. 

– Чем же Вас так привлекло ремесло режиссёра? 

– Мне сложно объяснить, почему я хотел быть режиссёром, а не актёром. Это желание шло из глубины моего сознания. Однако со временем я отказался от этой идеи и поступил на актёрский факультет ГИТИСа. Но учение актёрскому мастерству мне давалось непросто. Я хотел уйти после первого семестра. Однако наш мастер Павел Осипович Хомский убедил меня остаться. Он объяснил, что не я первый, кто сталкивается с трудностями в начале пути. Но дело не только в этом – во мне сидит режиссёр. Хомский посоветовал мне сначала окончить актёрский факультет, а затем перейти на режиссёрский. Он доверил мне постановку массового этюда на первом курсе, которая обычно завершает обучение первого года. Это было сложно, потому что студенты не всегда относились к репетициям однокурсника серьёзно. Но мне удалось заставить их работать. Иногда на наши репетиции приходили педагоги. Их появление дисциплинировало студентов. Позже я узнал, что Хомский просил коллег незаметно приходить в класс и поддерживать дисциплину своим присутствием. Он был мудрым человеком. Ещё один замечательный режиссёр, Борис Иванович Равенских, сказал мне: «Ты должен быть режиссёром. Окончи актёрское отделение, потом поступи ко мне на курс, и я сделаю из тебя режиссёра. А пока поиграй в моём театре лет шесть». В 1980 году он получил разрешение создать свой театр, который должен был начать работу после того, как Борис Иванович поставит в Малом театре спектакль по книге Л.И. Брежнева «Целина». Он собирал свою труппу – шесть режиссёров и 14 актёров. Но случилось непредвиденное – Борис Иванович умер. Несмотря на это, я всё-таки стал режиссёром.

 – Чем больше всего Вы хотите поделиться со зрителем в своих постановках? 

– Убеждён, что театр должен обозначать как проблемные, так и позитивные моменты, актуальные для современного общества. При этом отмечу, что театр не решает проблемы. А бьёт в колокол о том, что, к примеру, есть разрушения человеческих взаимоотношений, либо грядёт катастрофа этих отношений. Любой подобный посыл театр выражает через пьесы самого разного жанра, будь это комедии, драмы или трагедии. 

– За все годы, которые Вас связывают с театром как режиссёра, в творческой копилке накопилось немало постановок. Какова их главная тематика? 

– Она, безусловно, самая разная и охватывает весь спектр театральных жанров – от трагедий до комедий. При этом мне всегда хотелось делать хорошие спектакли, чтобы они получили отзыв в душах зрителей, оставались в их памяти. Конечно, не всегда это получается, и, как говорят, не всегда удаётся попасть в десятку. Но я всегда стараюсь делать свои постановки искренними. Хотя при этом нет права на ошибку. Ведь каждый мой спектакль определяет высоту и художественный уровень, ниже которого сделать нельзя. Поэтому последние 15 лет я иногда со страхом принимаюсь за следующий спектакль. Потому что предыдущий спектакль, ставший успешным, предопределил определённый уровень. Зрители тоже думают, что следующий мой спектакль должен быть у меня ещё круче, масштабнее. И тут наступает такой ступор: «Как?». По молодости, ещё в начале творческого пути, для меня это было, как говорят, лихо, давалось всё с лёгкостью. Я даже предугадывал успех тех или иных своих постановок. А с годами и с опытом всё усложняется, наступает момент, когда ты не знаешь, где границы успеха. И вот в такой момент удивительным образом всё в тебе собирается. Правда, при этом не могу объяснить, откуда это идёт, но я получаю заряд на новый успех.

 – Борис Наминович, что Вас вдохновляет в творческом плане? 

– Меня однозначно вдохновляет всё. Прекрасный утренний рассвет или не менее красивый вечерний закат, замечательная игра актёров, работа моих помощников – авторов, художников, звукорежиссёров, осветителей и многое другое, что меня окружает и является частью моей жизни. – Ваш самый лучший спектакль Вы уже поставили или всё-таки он ещё впереди? – Однозначно нет. Я без ложной скромности скажу, что ещё ничего не сыграно. А всё, что я делаю в театре, это только подступы, шаги или эскизы к более великому, масштабному. Опять же эти мысли пришли с опытом. Раньше любой успешный спектакль казался самым шикарным. Однако с опытом я понял, что все спектакли – мои дети. В силу этого не должен определять, какой из них лучше, а какой хуже. Каждая моя работа – это мои мысли, переживания, страдания, сладкие мучения. А что касается моего лучшего спектакля, то он, надеюсь, где-то впереди. – А свой самый первый спектакль помните? – Конечно, он остался в памяти. Хотя это была небольшая повесть «Три рисунка» нашего великого калмыцкого писателя Алексея Балакаева. Повесть является первым в калмыцкой литературе произведением о депортации калмыцкого народа. Спектакль я поставил в авангардной форме, когда вокруг сцены сидели зрители. Поставил я его, будучи актёром, но уже тогда во мне проявилась тяга к режиссуре. Спектакль тогда прозвучал в театральном сообществе и подтвердил мысль о том, что надо идти учиться на режиссёра. Потому что для того, чтобы продолжать своё творчество в этом направлении, нужны знания. И я поехал поступать на режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская М. Буткевича, А. Васильева). До этого я там же окончил актёрский факультет. 

«Фальстаф» 

– Борис Наминович, сейчас Вы работаете с труппой Оренбургского государственного татарского драматического театра им. М. Файзи. Для Вас это первый опыт в нашем городе?

 – Да, это мой первый опыт в Оренбурге. Хотя художественного руководителя театра Растама Абдрашитовича Абдуллаева знаю с 1984 года. Вместе с ним работали в театральной лаборатории в Тбилиси (Грузия). Именно там мы с ним познакомились, завязалось общение. Но впоследствии жизнь нас развела. Хотя знал, что он переехал в Оренбург, создал здесь национальный театр, которому в будущем году исполняется 35 лет. И когда от него поступило предложение поставить в Оренбурге спектакль, я с удовольствием принял его.

 – Здесь Вы работаете над постановкой комедии Уильяма Шекспира. С чем был связан такой выбор? 

– Мы готовим к премьере спектакль «Фальстаф». В «Виндзорских насмешницах» Шекспира сэр Джон Фальстаф оказывается втянутым в клубок остроумных розыгрышей, неожиданных событий и коварных интриг. Три предприимчивые леди – миссис Форд, миссис Пейдж и миссис Куикли – решают приударить за сэром Джоном, но в итоге он сам оказывается в центре их внимания. Что касается выбора, то он принадлежит Растаму Абдрашитовичу. Он сказал, что у него в театре есть прекрасный исполнитель роли Фальстафа, и им оказался заслуженный артист Республики Татарстан Айрат Хабибуллин. Пьеса интересна, в ней очень много линий. В нашем спектакле мы покажем только одну – историю сэра Джона Фальстафа. Сам по себе Фальстаф – загадочная фигура, и пришёл он из хроникальных пьес. История у нас получилась на два часа, жанр комедийный. 

– Несколько слов о работе с труппой театра. 

– Выстроить коммуникацию с труппой для меня было несложно, в этом хорошо помогают опыт и определённые театральные методы. Артисты прониклись постановкой, очень полюбили свои образы. Наш совместный взгляд, который родился на каждый персонаж постановки, тоже нашёл у них положительный отклик. Работа над спектаклем проходила на одном дыхании, причём за довольно небольшой срок, уровень постановки мы подняли очень высоко. 

– На какого зрителя рассчитан этот спектакль? 

– Убеждён, что наша постановка будет интересна зрителям всех возрастов. От старшего поколения до молодёжи – каждый найдёт в ней что-то для себя. Важно не только посмеяться над забавными ситуациями, в которые попадает главный герой, но и задуматься о том, что каждый из нас может столкнуться с подобными обстоятельствами. Все зрители, которые придут на этот спектакль, точно получат заряд позитива и хорошего настроения. А сейчас, когда в обществе накопилось много напряжения, такое отвлечение просто необходимо. В завершение хочу сказать зрителям: приходите в театр! Каждый найдёт здесь спектакль по душе. Нет ничего лучше живого общения, а в театре вы его точно получите!

Автор материала Константин Копылов

Фото: kalmteatr.ru и Константина Копылова

Комментарии 0